Просмотр по

Возвращение опального патриарха

Вечерком 17 августа 1681 года, возвращаясь с 15-летней ссылки в Воскресенский Новоиерусалимский ханака, на переправе через реку Которосль (возле Ярославля) умер патриарх Никон.

За всеми гонениями получай патриарха Никона, как подчеркивает митрополит Иоанн (Снычев) в книге «Русская симфония», стояло «боярство, сумевшее завлечь в свои планы царя (Алексея Михайловича. – С. И.), которое стремилось «существенно увеличить влияние государства в церковной жизни, одновременно сократив влияние Церкви на светскую власть».

Изначально взаимоотношения патриарха Никона с молодым царем Алексеем Михайловичем (от случая к случаю он взошел на престол, ему было 16 полет) были дружескими, он был, как тогда говорили, «собинным» (т. е. особым) другом царя. В качестве кого пишет митрополит Иоанн, державные заслуги первосвятителя были великоваты и несомненны:

«Он сыграл чуть ли не постановляющую роль в деле присоединения Малороссии, благословил повелителя на войну с Польшей ради воссоединения русских земель. Отправляясь в 1654 году в операция, Алексей оставил Никона правителем государства, не обращая внимания на очевидное недовольство родовитых бояр. Объединение возвращении с войны встреченный патриархом в Вязьме повелитель от радости при свидании наградил Никона титулом «великий государь».

Впрочем уже через 4 года вследствие интриг со стороны части бояр и духовенства обстоятельства начала меняться: царь начал отменять кое-какие распоряжения патриарха, стал назначать священников и игуменов сверх согласования с Никоном. Наконец, летом 1658 возраст произошел открытый разрыв.

«Царское величество держи тебя гневен, — объявил святейшему нойон Юрий Ромодановский, посланник царя. — Твоя милость пренебрег царское величество, и пишешься великим государем, а у нас Водан великий государь — царь».

В качестве протеста поутру 10 июля 1658 года после совершения литургии Никон объявил, яко он оставляет патриаршую кафедру, поставил трость к Владимирской иконе Божией Матери и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский обитель.

«Бывали на Руси и раньше случаи оставления престола иерархами, но такого принародного ухода (и хранения за собой патриаршего звания без управления делами) не бывало. Никон становился как бы живым укором интересах тех, кто настраивал царя против первосвятителя», — пишет Иоанн.

Хронос шло, и положение Русской Церкви, лишенной законного управления, становилось нестерпимым. В конце концов, в 1666 году в Москве собрались на храм русские пастыри, прибыли и специально приглашенные по мнению этому поводу царем патриарх Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, имея администрация от остальных православных патриархов для решения судьбы Никона.

В качестве кого сообщается в книге историка Николая Костомарова «Русская анналы в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», низложение патриарха Никона состоялось 12 декабря 1666 лета на третьем заседании Собора, которое проходило в Благовещенской церкви Чудова монастыря. 13 декабря толпы народа стали приготовляться, чтобы посмотреть, как повезут низверженного патриарха. Но, вот избежание соблазна, народу сказали, что Никона повезут по вине Спасские ворота по Сретенке, и люди устремились в Небесная империя-город, а Никона повезли через противоположные пайлоу.

По решению соборного суда монах Никон был сослан вначале в Ферапонтов Белозерский монастырь, а после смерти повелителя Алексея Михайловича в 1676 году был переведён около более строгий надзор в Кирилло-Белозерский дацан.

Как пишет Николай Костомаров, при дворе молодого Фёдора Алексеевича за Никона явилась заступница — сестренка покойного царя Татьяна Михайловна:

«Она испокон веку уважала Никона. Со своей стороны, преподаватель Федора, Симеон Полоцкий, также хлопотал за сверженного патриарха. Повелитель облегчил положение Никона, не велел его теснить и предложил патриарху перевести изгнанника в Воскресенский ханака. Со своей стороны, иноки Воскресенского монастыря подали повелителю челобитную и умоляли возвратить им Никона «как пастыря к стаду, сиречь кормчего к кораблю, как главу к телу».

Впрочем этому возвращению препятствовал патриарх Иоаким, который-нибудь говорил царю, что «дело учинилось не нами, а великим собором и волею святейших мировых патриархов; не снесясь с ними, мы не можем сего сделать».

«Царь, несколько раз повторивши такую просьбу, собрал храм; но и собор, руководимый патриархом Иоакимом, не исполнил желания повелителя. Царь только написал к Никону утешительное энциклика. Так проходило время; наконец, кирилловский архимандрит известил Иоакима, кое-что Никон болен, принял схиму и близок к смерти, и узнавал разрешения: как и где похоронить Никона? Тогда царь снова молил патриарха и собор смилостивиться над заточником и, по крайней мере, под смертью порадовать его свободой. На данный раз патриарх и освященный собор благословили повелителя возвратить Никона из заточения», — сообщается в книге Николая Костомарова.

Сие уже было в 1681 году. После благословения собора повелитель немедленно послал дьяка Чепелева привезти Никона в Воскресенский Новоиерусалимский община. К этому времени Никон от болезни и старости еще едва передвигался. Его привезли на сберегал Шексны, посадили в струг и поплыли, по его желанию, получи и распишись Ярославль. Везде по берегу стекался народ, умолял благословения у Никона. Его сопровождал кирилловский архимандрит Никита. Поутру 16 августа достигли они Толгского монастыря невдалеке от Ярославля. Как пишет Николай Костомаров, 17 Густа народ пришел из города и сёл попался кому кто навстречу Никона на берегу реки Которосли, камо вошел струг с Волги:

«Толпа бросилась в воду и тащила стружок на берег. Никон был в совершенном изнеможении и ничего ранее не мог говорить. Народ целовал ему щипанцы и ноги. День склонялся к вечеру; начали разглашать к вечерне. Никон в это время немного ободрился, оглянулся кругом себя и начал оправлять себе волосы, бороду, одежду, словно будто готовясь в путь. Архимандрит Никита осмыслил, что настает последний час его и начал декламировать отходную. Никон протянулся на постели, сложил цыпки на груди и скончался».

Дьяк поспешил в Москву уведомить о смерти бывшего патриарха. Ему встретилась царская повозка, посланная за Никоном. Царь приказал доставить тело Никона в Воскресенский монастырь, где в немилости патриарх и был погребен.

Сергей Ишков.

Иллюстрации: Двойник патриарха Никона с клиром, 1660—1665 годы; cмерть патриарха Никона (политипаж, 1870-е годы) — источник: wikipedia.org; усыпальница основателя Ново-Иерусалимского монастыря, патриарха Московского Никона — родник:  palomnic.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

error: Content is protected !!